Привод и рулевой механизм являются составляющими элементами рулевого управления. Самыми распространёнными типами рулевого механизма являются: рейка-сектор, винт-гайка и червяк-ролик. Данные механизмы достаточно надёжны, но не вечны. При первых признаках потери эффективного функционирования рулевого управления при движении следует исключить движение автомобиля на высокой скорости, и незамедлительно обратиться в автосервис для проведения технического обследования.Как же определить, что стабильная работа рулевого управления начинает нарушаться?Наличие следующих признаков может говорить о потере эффективности:
- стук в подвеске автомобиля при движении;
- сильный шум насоса гидроусилителя;
- течь масла из гидравлической системы (течь редуктора или шланга ГРУ, или же течёт рулевая рейка);
- вращение рулевого колеса затруднено.
Теперь немного подробнее о причинах возникновения подобных неисправностей рулевого управления.
1. При повороте рулевого колеса слышится гудение.
К такому звуку может привести недостаточное количество жидкости в системе гидроусилителя. Эту неисправность возможно устранить самостоятельно. В расширительный бачок гидроусилителя необходимо долить жидкость. На этой ёмкости установлены метки, которые показывают максимальный и минимальный уровень жидкости. При минимальном или недостаточном уровне жидкости в бачке гидроусилителя следует долить жидкость до максимального уровня. После этого заводим двигатель и поворачиваем рулевое колесо поочерёдно в каждую сторону. Следует заметить, что не стоит сразу поворачивать руль до упора, сначала поверните рулевое колесо на 45 градусов. В то время, как вы будете проводить необходимые манипуляции с рулём, ваш помощник будет следить, чтобы уровень жидкости в бачке при повороте не уменьшался. Если уровень жидкости упал, то необходимо повторить всю процедуру с начала.
2. К тугому вращению руля или к заеданию его в рулевом механизме могут привести следующие неполадки, обнаруженные во время проведения технического обследования рулевого управления:
- вышел из строя гидравлический усилитель;
- регулировка бокового зазора в соединении червячной пары произведена неверно;
- повреждены подшипники червяка;
- значительный износ какого-либо элемента червячной пары или рулевых наконечников;
- погнутые рулевые тяги;
- недостаточное количество масла в картере рулевого механизма.
3. Причинами увеличения свободного хода («люфта») рулевого колеса могут быть:
- в соединении червячной пары произошло нарушение регулировки;
- рабочие поверхности червяка и ролика значительно износились;
- в шарнирах рулевых тяг увеличился зазор;
- износ подшипников червяка;
- крепление картера рулевого механизма ослабло;
- значительный износ втулок вала рулевой сошки.
4. Неприятный стук в рулевом управлении возникает в следующих ситуациях:
- значительный износ или разрушение рабочей поверхности червячной пары;
- образование высокого люфта в маятниковом рычаге или в шарнирах рулевых тяг;
- крепление картера рулевого механизма становится ослабленным.
Такие неполадки чаще всего вызваны утечкой масла, которая возникает при разгерметизации рулевого механизма.
Проблемы, возникающие в зимний период.
Зимой система рулевого управления испытывает дополнительные нагрузки. Одним из самых слабых мест в рулевом управлении автомобилей иностранных производителей являются пыльники. Они не выдерживают низких температур и просто-напросто рвутся. При перепадах температур велика вероятность образования наледи на резиновых пыльниках. Также возможно выдавливание рейки рулевых уплотнителей. Это происходит из-за несвоевременной замены специальной жидкости. Использование отработанной свой срок жидкости может привести к повреждению шлангов.
Исправное состояние рулевого управления.
Своевременное проведение профилактических работ, технических обследований, а при необходимости и ремонтных мероприятий в отношении рулевого управления, обеспечивает безопасность движения. Неисправное рулевое управление может стать причиной трагических последствий. Следует заметить, что согласно правилам дорожного движения, эксплуатация автомобиля с неисправным рулевым управлением категорически запрещена.
Наличие следующих неисправностей, согласно всё тем же правилам дорожного движения, также исключает возможность эксплуатации транспортного средства:
- Превышение суммарного люфта в рулевом управлении более 100;
- Наличие в рулевом управлении перемещений узлов и деталей, не предусмотренных конструктивными особенностями автомобиля;
- Не зафиксированы и не затянуты должным образом резьбовые соединения рулевого управления;
- Если конструкция рулевого управления автомобиля оснащена усилителем, то его отсутствие или неисправность так же подразумевает запрет эксплуатации данного транспортного средства.
Существует несколько признаков, по которым можно определить неисправность рулевой рейки.
- Отсутствие усиления рулевого колеса при вращении его в обе стороны;
- Отсутствие усиления рулевого колеса при центральном его положении;
- Несоответствие угла поворота руля с углом поворота колёс.
- Наличие стука в рулевой рейке влечёт за собой вибрацию руля при нахождении его в центральном положении. Поворот рулевого колеса в крайнее положение значительно уменьшает стучащие звуки;
- Появление жидкости в пыльниках рулевых тяг и значительное уменьшение количества жидкости в бачке ГУР;
- Неспособность руля вернуться в центральное положение после прохождения поворота;
- Рулевое колесо поворачивается самопроизвольно.